ИНДИЙСКИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ

Бхарат Натьям - утонченная и сложная форма танцевального искусства штата Тамил Наду на юге Индии. Это динамичный, земной и очень четкий стиль танца. Ему присуще разнообразие движений с упором на отбивание степов, прыжки и повороты. Основные фигуры - уравновешенные позы с вытянутыми руками и ногами придают танцу некоторую линейность. В этом танце в равной степени чувствуются красота и сила, замедленность и убыстренность, чистый танец и пантомима. Этот стиль одинаково пригоден как для сольного, так и для группового исполнения.

Профессиональные танцовщицы глубоко понимают идейное и философское содержание индийских мифов и легенд и, к тому же, прекрасно владеют техникой танца. Передача различных форм поэтического текста представляет собой настоящий экзамен профессиональному мастерству танцовщицы. Она исполняет роль главной героини произведения и изображает ее разнообразные состояния. Чтобы уметь выразить мельчайшие оттенки чувств, танцовщица должна быть по-настоящему творческой, вдохновенной личностью. Именно умение танцовщицы передать сюжет танца на разных смысловых уровнях и привлекает внимание аудитории.

Танец наполняется глубинным значением, получает смысловую нагрузку. Лицо становится зеркалом эмоциональных состояний, мимика передает зрителю чувства, знакомые из повседневной жизни, — и хотя танец стилизует их, они тем не менее понятны всем. Мимика подкрепляется символическими жестами, которые представляют собой своеобразный язык. Движения рук, так называемые "хасты" или чаще "мудры", являются самой удивительной особенностью индийского танца. Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится раскрывающейся чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы. Движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят. Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст.

Индийский классический танец требует от зрителя знания мифов, легенд и популярнейших эпических поэм "Махабхарата" и "Рамаяна", поскольку строится на их материале. Скульптурные позы танца бхарат-натьям словно повторяют изысканность храмовой скульптуры в южной Индии. Бхарат-натьям ритуальный танец, который рассматривается как искусство священное, одолевающее ограниченность тела и просветляющее дух. Личность танцовщицы как бы растворяется в ритмах и мелодиях, ее тело становится тончайшим инструментом для выражения сокровенных движений души.

Мастер класс индийского классического танца

Дорогие друзья, предлагаю вам окунуться в фантастический, совершенно необыкновенный мир индийского классического танца.  А введет вас туда выпускница делийской школы классического танца Оксана Чугуева.

В  школьные годы, живя во Владивостоке, Оксана увлекалась восточными танцами и, победив на престижном конкурсе, получила приглашение на учебу в индийскую школу классического танца. В Дели она посвятила годы жизни изучению  танца Братанати. Президентом этой школы является ее Гуру - Поднашри. Оксана о ней говорит: «Этой женщине я обязана многим - всем тем, что я имею на сегодняшний день. Обязана тем, какое вдохновение получаю.» 

Закончив 5 летний курс обучения, Оксана уехала домой, а через год  ради  наслаждения радостью от любимого искусства отказалась от привычных удобств европейской жизни, возвратилась  в Индию и поступила в Университет им. Джавахарлала Неру на отделение искусства и эстетики. Эта школа имеет 2-тысячелетнюю историю. В данное время Оксана является ученицей и преподавателем  в высшей школе.

Первый танец, исполняемый Оксаной, называется Пушпа, т.е. приветствие цветами. Обычно в храм несут гирлянды цветов Богу.

 Искусство танца всегда было связано с храмовым ритуалом. Танцовщицы были в свое время в роли просветителей, они повествовали о жизни богов яэыком танца.Оксаной представляет зрителем позы бога Ганеша-бога мудрости и как Бога устраняющего любые препятствия. К нему обращаются перед началом любых дел. Богиня Сарасвати. Покровительница науки и искусства. Лакшми. Бог богатства и удачи. Шива, который объединяет силу и энергию творчества.  Шива означает все. Танцовщица обращается ко всем богам, перед началом программы прося благословения у них, благословения - у гуру, который обучал ее танцам и поддержки - у зрителей. Широкий жест приветствие зрителей- намаскаре. При исполнении намаскаре ударяют ногами о сцену, символизирующую землю и просят у нее прощения за то, что будут бить по ней во время танца.

Мы обращаемся ко всему свету, сводя руки воедино.      касаемся земли. Прося Благословения Богов,   Гуру и аудитории. Проходят в храм через башню, отсюда движение руками - изображение этого храма. Танец начинается с положения стоя. Следующий уровень - на согнутых в форме трапеции ногах. Третий - на согнутых в коленях ногах. Следующее, что в танце является очень важным – Агинай  - это выражение экспрессивности. В этом участвует Лицо . Добавляются различные положения рук и тела для изображения различных объектов. Лицо в танце наиболее выразительное. Здесь играют большую роль глаза, брови, щеки. Не меньшее значение имеют движение рук. Очень выразительно передается изображение богини Дурги. Появление асура с головой быка вызвало возмущение среди богов. Именно Дурге было доверено победить этого демона. Общими усилиями боги создали мощный поток энергии, который должен был наделить воительницу Дургу непревзойденной силой для победы в бою с асуром. Кто-то из богов дал ей меч, кто-то лук со стрелами, а кто-то трезубец.

Движение рук – та, которая покланяется Нанда. Это приемный отец Кришны. Из страха потерять трон правитель приказал убивать каждого новорожденного мальчика. Рождение Кришны должно было стать концом его правления. Еще в утробе матери Кришна знал, что его могло ожидать при рождении, поэтому он призвал Дургу занять его место во чреве матери. Таким образом,  Дурга стала его сестрой.  

Та богиня, которой радуется и покланяется весь мир. Супруга того, чья шея синего цвета. Почему? Потому что однажды Шива выпил яд, и его супруга пережала его горло, чтобы не допустить проникновение яда. Другой жест – шея которого похожа на раковину. Поэзия, выраженная зрительными образами. Не всегда можно каждую строку передать жестами и движениями. Танцовщице приходится варьировать.Кришна, один из богов, который может быть представлен то, как шаловливый ребенок, то, как юноша, заигрывающий с пастушками. Он разбивает их кувшины с молоком, прячет одежду. Кришна также может быть изображен как возлюбленный. Кришна – Бог, к которому обращаются верующие. Он – бог, который находится здесь. К нему с большим желанием обращаются люди, чем, например, к Шиве. Студи – образ, изображение Бога присутствующего здесь. Часто Кришну изображают с флейтой.

Посмотрите на видео как показывает эти движения Оксана Чугуева. К сожалению голос Оксаны из-за шума в зале неразборчив, поэтому здесь  Светлана Шенбрун сопровождает показ своим голосом.

Далее в фильмах танец передающий поэзию конца 17-го века. Девушка влюблена в юношу – Кришну. Она рассказывает о нем своей подруге. Его лоб умащен мускусом. Его шею украшает жемчужное ожерелье. На его широкой груди – драгоценные камни. Но есть более глубокий смысл. Вертикальный жест вдоль лба указывает на обладание духовными знаниями. Жест вдоль груди – это место, где живет Лакшми – Богиня Любви. Любовь разрастается, и вместе с тем растет его сердце, и вот оно уже выпячивает наружу в виде огромного драгоценного камня. Ожерелье на шее – это нить, которую перебирают во время медитации. Его тело покрыто сандаловой пастой, которая кроме аромата еще придает желтый цвет его телу и делает Кришну видимым. Это интересная метафора – знание, которое спрятано от нас. Когда человеку даются духовные или какие-либо иные знания, он открывается. Описывая таким образом юношу, девушка косвенно признается ему в любви. Раздается стук в дверь. Она открывает и видит того, о ком она только что говорила. Приглашает его. Омывает ему ноги. Осыпает цветами. Освящает благословенным огнем. Снимает пласт отрицательной энергии. Она рассказывает, что родился в Матуре тот, кто победит Демона без всякого оружия. Тот, кто победил в реке змея. Кришна всегда украшен гирляндами. Кришна – тот, которого она любит. На кончике носа у него жемчужина. Смысл этого в том, что во время медитации следует концентрировать внимание именно на кончике носа.

 

 Кришна ребенок  - следующая тема танца. Мать зовет Кришну к себе. Он, шаловливый ребенок, пытается увернуться от матери.  Мать его все-таки ловит. Дай-ка я посмотрю на твое лицо и взгляну в твои глаза. Дальше танцовщица сама может развить сюжет разговора. Например, у тебя лицо такое грязное. Мать вытирает ему лицо. Натирает сандаловой пастой. От него исходит приятный аромат. Мать гордится – это ее ребенок. Он стесняется матери и рукой закрывает лицо. Для матери нет большего удовольствия, чем погладить его щечку. Мать надевает ему пояс с бубенчиками, чтобы слышать, где же он находится. На маленький пальчик надевает драгоценные кольца. Мать танцует с Кришной, и он снова ускользает. Когда удалось поймать, она просит его открыть рот. Он грязный, потому что Кришна любит зачерпнуть рукой ил из реки. У него во рту мать видит всю Вселенную. Море, реки, океан, звезды, небо. Она понимает, что на какое-то время она стала матерью того, кто будет защитником этого мира. Она говорит сыну: - «Когда ты вырастишь, ты будешь господином Вселенной. Сейчас ты мой ребенок, ты моя Вселенная, и я буду защищать тебя, пока ты еще мал».

 Маленькое знакомство с тем, как в Индии поэзия через язык музыки, ритмов, жестов, мимики доходит до понимания людей. Очень большое значение имеют жесты рук. В них заложены многочисленные символы – ключи для прочтения смысла действия в танце. Полная, с пятью пальцами кисть руки. Патаха. Сомкнутые 5 пальцев руки. Покачивание рук над головой – ветер. Далее движения означающие  дождь; река; бурный океан; показывать дорогу; останавливать; уничтожать; покрывало.

Много других выразительных жестов. Например, положение пальцев. Это может быть изображение тигра, льва или же олененка, быка. Проведенная рука на уровне груди, обозначает сердце. В таком же положении пальцы, когда рука проходит по лбу обозначает мускус, а следующий жест можно прочитать – запах. Надевать покрывало, заматывать сари. Заплетать косу. Держать зеркало за ручку. Порхают птички. Надевать брильянты. Жесты с применением двух рук: Боги, игра, игра в мяч. Большой круг – это счастье или душевный подъем, хорошее настроение. Когда героиня хочет, чтобы возлюбленный пришел в ее дом.

Но в танце недостаточно только жестикуляции рук. Участвует тело, выразительность глаз. Процесс обучения начинается с отработки шагов. На первой ступени их пять. Но важно не только научиться их делать, но и сочетать с изменением темпа и ритма. Первые движения ногами – это шлепки, т.е. отбивание ритма стопами ног. Повторяется музыкальная фраза с небольшими изменениями. Но счет всегда остается на восемь. Присутствует своеобразная математика. На следующем этапе осваиваются удары на пальцах и пятках. Такие шаги уже идут с руками. Следует учитывать, что для исполнения танца недостаточно выучить все эти степы. Надо знать музыку, литературу, скульптуру, историю, архитектуру и многое другое. Все символично. Во время пуджи или служения танцовщица выполняет движения руками, как будто она наносит на свой лоб масло. На самом деле, человек верующий, придя в храм, свой разум и свое сердце полностью отдает служению, в руки Божественного. Флейта в руках у Кришны – это ни что иное, как стремление отдать себя опустошенного в руки Бога, чтобы тот через семь маленьких отверстий, органы чувств, и два больших заполнил его Знаниями.   Браслеты из золота на руках  – это желтые нити. Человек, решивший пойти по духовному пути развития, дает обет быть защитником. Символ – желтые нити на руках Следующая композиция связана с поэзией. Долгое время считалось, что это искусство под силу только мужчинам. Но истинному таланту всегда найдется выход. Автор чудесного поэтического творения о Вишну или Кришне  - женщина. В стихах открыто выражены чувства. Надо сказать, что поэзия, написанная на санскрите,  была мало доступна для большинства людей. Новое течение, когда писали на родных языках, дало возможность развитию и классическому танцу. В этой композиции танцовщица передает историю встречи Кришны с пастушками. Каждая из 1000 -и пастушек представляет себе, что она единственная у Кришны. Кришна, у которого губы подобны кораллам, серьги в форме морских животных. В руках он держит флейту. Кришна одет в желтые одежды. На груди у него шелковый шнур, украшенный гирляндами.

 

Внимательно ознакомившись с текстом и просмотрев вступительный рассказ о индийском классическом танце, можно уже на видео с танцами в исполнении Оксаны Чугуевой, узнавать движения о которых  она говорила в пояснениях.

Видео снято в рабочем городке Анувиджае. Это город работников Куданкуламской АЭС расположенной на юге Индии. На страницах сайта http://kaniakumari.narod.ru  можно ближе познакомиться с этим городком и впечатлениях о Индии российских специалистов строивших Куданкуламскую АЭС.

Автор сайта Анатолий Пересада выражает благодарность Ирине Горбуновой, познакомившейся с Оксаной Чугуевой и пригласившей ее в Анувиджай сделать мастер класс индийского классического танца для жителей Анувиджая.

Сайт создан в системе uCoz